| Печать |
Знакомясь с легендарным прошлым канатного завода, удивляешься, что это древнейшее в истории Одессы предприятие не раз подтверждало свое право на блестящее будущее. Несколько раз оно переживало разруху и переезды, но это лишь укрепляло завод. Модернизируя технологии и изменяя ассортимент продукции, он вновь становился в ряд ведущих фирм города и страны. Да и на зарубежных рынках товарная марка была всегда достаточно известной.
Открывая эти страницы прошлого, поражаешься, как много связывает канатный завод с историей Одессы! И название улицы Канатной, и первый каменный мост (Новиковский), и здание современного областного историко-краеведческого музея, и многое другое.
Хозяева и рабочие предприятия заслуженно вошли в летопись нашей памяти как передовики, способные учиться и гибко менять свое производство, чтобы соответствовать времени и его требованиям. Но это не только факты прошлого, а и настоящий потенциал - сейчас завод "Стальканат" переживает качественную реконструкцию и вновь завоевывает достойное место в мировой экономике.

Пеньковые канаты купцов Новиковых
В 1806 году в городскую управу Одессы, на имя герцога Ришелье было подано прошение брянских купцов Ильи Новикова и Ивана Макеева с просьбой выдать им открытый лист на деятельность канатной мануфактуры в Одессе. Эта дата считается временем основания производства.
Справедливости ради, стоит отметить, что земельный участок под эту мануфактуру отвели еще 10 августа 1803 года. И за почти три года строительство и наладка производства были завершены. Находилась она на тогда периферийном участке города - на углу Большой Арнаутской и Безымянной (позднее, в честь предприятия Безымянная улица станет именоваться Канатной).


Быстро растущий город становился центром Причерноморской и Европейской торговли, а, следовательно, быстро развивалось корабельное дело. Без пеньковых канатов обойтись было никак нельзя, и предприимчивые купцы начали налаживать доходное дело. Кроме упомянутых в Одессе возникают мануфактуры Ефима Некрасова, Ивана Утенкина (1811 г.), Филиппа и Федора Мешковых и другие - всего их было семеро.
Из Брянского сырья, купцы наладили изготовление судовой оснастки, которую поставляли на суда греческих, турецких, российских шкиперов, занимающихся торговлей по всему средиземноморскому бассейну. Путешественник начала XIX века писал: "Из Одессы отпускают, кроме зерна, воск, сальные свечи, сырые кожи и пеньку".
После смерти Ильи Сергеевича (1842 г.), его сыновья - купцы 1 -й гильдии Яков и Николай продолжили славные традиции - и на фабрике, и в городе. Они являлись потомственными членами строительного комитета города, комитета по призрению неимущих. Яков Ильич, кроме того, входил в правление Государственной конторы коммерческого банка, опекал строительство новых корпусов Ришельевского лицея (немного позднее, с 1865 года - Новороссийский (Одесский) университет). На 1845-1848 гг. его одесситы избрали городским главой.


В связи с Крымской войной (1853-1856 гг.), Александр Яковлевич сворачивает деятельность склада канатов фабрики Новиковых в Константинополе и возвращается в Одессу. Будучи знакомым с новейшими заграничными технологиями, А.Я. Новиков проводит усовершенствование дедовского предприятия. Выписав из Англии машины в 1855 году, он отказывается от "примитивного" ручного труда. Кроме того, он с братом - Яковом Яковлевичем - налаживают в Брянске прядильное заведение. Это способствует тому, что в Одессу начинают поступать сырьевые полуфабрикаты. В результате модернизация выводит фабрику в число монополистов в период с 1884 по 1896 гг.). Конкуренты вынуждены закрыть свои мануфактуры, все канатное производство региона сосредоточилось на фабрике Новиковых.
"Канатные заводы, - писал офицер Генерального Штаба А. Шмидт в 1863 году - в губернии существуют с целью доставления канатов Черноморскому флоту, как военному, так и купеческому, и не только русскому но и турецкому, греческому и дунайских княжеств. Днепр доставляет пеньку а в южных районах занимаются выделкой из нее канатов..."

Страницы советской истории канатного производства
В период с 8 марта 1920-го по 1 января 1922-го гг. 1-й канатный завод ожил. Несмотря на первоначальные трудности с сырьем, было восстановлено дореволюционное производство. А вот три сопредельных участка так и не были освоены - на них расположились огороды сотрудников. Затем на них был разбит стадион "Текстильщик", который стал одним из лучших в Одессе. Здесь тренировались легендарные команды города, в том числе - "Черноморец". А родная команда "Канатчик" неоднократно становилась чемпионом Одессы по футболу.
Показательно описание предприятия, составленное при национализации:

1.Род производства: пеньковые белые и смоляные канаты для паро- и судоходства и разных сельскохозяйственных надобностей, проволочные канаты для пароходов и шахт, манильские приводные пасы для мельниц и других заводов, манильские трансмиссионные канаты для других целей.
2.Количество фабричных и жилых зданий - 11.
3.Нормы и коэффициенты: из 100 пудов пеньки выходит 70 пудов каната; из 100 пудов проволоки выходит 90 пудов каната.
4.Количество рабочих - 172, служащих - 24".


Если до революции завод изготавливал 12 500 пудов канатов, то в 1920 году - 1 500 шпагатов и 3 500 пудов канатов. Уже через год был восстановлен прежний объем - только за первое полугодие было изготовлено 7 200 пудов простых канатов, 8 000 пудов - стальных, канатов обыкновенных - 3 430 пудов, смольных - 30 пудов, манильских - 1 265 пудов и 850 пудов шпагата.
Первым "красным директором" стал потомственный слесарь из Санкт-Петербурга Павел Евстафьевич Русавский.
В связи с укрупнением производства и организацией управления в 1922 году Одесский канатный завод стал 2-м в структуре Укртекстиля (Укртекстильтреста). 1-й находился в Новой Баварии под Харьковом. Реорганизация августа 1925 года привела к выделению одесского завода в отдельное предприятие.
Завод активно включился в строительство жилых домов для сотрудников. Если сразу после войны строились дома на 8, 12 и 14 квартир, то уже в 1950-е гг. - 30-40 квартирные, а в 1968 г. - 100 и 185 квартирные. Были построены три заводских общежития. Всего за это время канатчиками было построено 24 тысячи квадратных метров жилья.


В 1975-1989 гг. завод был объединен со Сталепрокатным заводом им. Ф.Э. Дзержинского. В качестве сталепроволочно-канатного производства предприятие продолжало являться крупнейшим поставщиком канатов и тросов в СССР. Непосредственно руководили предприятием Иван Павлович Стрижаков (1975-1979 гг.) и Валентин Николаевич Меркачев (1979-1989 гг.).

Новый период
20 октября 1989 года Сталепроволочно-канатный завод был выделен в самостоятельное предприятие. В этот период продукция предприятия выходит на рынки Греции, Иордании, Израиля, Турции, США, Канады. Основной вид экспорта - проволока, а также стальные канаты.
С 1991 года завод вместе со всей страной переживает труднейшие годы становления молодого Украинского государства.
Благодаря профессиональным качествам сотрудников в 1996 году завод был отмечен "Факелом Бирмингема" Правительства США "за выживание предприятия в условиях экономического кризиса". Все эти годы заводом руководил Леонид Петрович Шемякин.
Продукция и производство ОАО "Стальканат" получают различные международные награды на всевозможных выставках.
Так, например, в 1994 году был получен "Сертификат" на выставке в Лондоне; Почетный диплом на выставке украинских экспортных товаров в Стамбуле; Сертификат Морского Регистра на систему качества по ИСО 9003. В этом же году был утвержден Товарный знак. В 1995 году - Почетный диплом на международной выставке в г. Дубай (ОАЭ), в 1996 г. - Почетный диплом на морской выставке "Посейдония-96" (Пирей, Греция), в 1997 г. -Дипломы участника Национального конкурса и Лауреата регионального уровня международного форума "Дні якості" (Киев). В 1998 году Всероссийский Морской Регистр судоходства выдал ОАО "Стальканат" сертификат соответствия на стальные канаты и стальную углеродистую пружинную проволоку ИСО 900121894 и ИСО 98-030-926. Аналогично высоко была оценена продукция завода на встрече деловых кругов "Восток-Запад. Европа-Азия" - он был награжден Знаком Качества "Вища проба", а также дипломом победителя общенационального конкурса за выпуск шахтных и экскаваторных тросов повышенной точности (2000 г.). Коллектив завода получил в 2000 году еще две престижные награды: международный диплом "Престиж и качество" и Серебряную медаль профессионального мастерства на выставке "Европа-2000".
В 1996 году ведущему отраслевому заводу было поручено разработать проект Национального стандарта канатов стальных. А в 2000 году ученые завода выступили инициаторами и организаторами Международной Ассоциации исследователей стальных канатов.
Следуя славной традиции купцов Новиковых, завод не оставался в стороне от забот о городе и обществе. Он оказывал посильную помощь Фонду Мира (был награжден Почетной грамотой и "Золотой медалью" за активное содействие идеалам мира, гуманизма и согласия), участвовал в восстановлении Свято-Архангело-Михайловской женской обители и Одесского театра оперы и балета.

Одесские канаты и тросы в XXI веке
XXI век. Завод, как и всю украинскую экономику, не обошли потрясения, реформирования, инновации и т.д.
Это был не очень простой период для предприятия. Новые рыночные отношения требовали реорганизации ОАО "Стальканат". Будучи уникальным заводом, необходимо было не просто сохранить ассортимент, но и расширить его; приспособиться не только к рынкам региона, но и рынкам ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня "Стальканат" - завод начала нового тысячелетия: адаптирован и соответствует основным требованиям сегодняшнего дня.
Локомотивом предприятия является человек, который появился в его истории в октябре 2001 года - Сергей Александрович Фаермарк.
Новый этап в развитии начался с целого комплекса мероприятий: была создана эффективная система контроля затрат, реорганизованы системы сбыта, потребления, производства всех видов ремонтных работ, включая капитальный ремонт и работы по реконструкции, была реорганизована структура управления заводом.
Много было сделано по совершенствованию контроля качества продукции. Так, в конце 2003 года сотрудниками предприятия была разработана технологическая линия - первая серьезная реконструкция на заводе за время независимости Украины. Новый агрегат обладает большой производительностью (2500 кг/час), с его помощью предприятие смогло почти на половину уменьшить количество потребляемого газа, а также избежать потерь материала. Благодаря модернизации повысилась прочность проволоки.
В 2004 году во главе предприятия стал новый, молодой и энергичный директор - Бороган Виктор Афанасьевич.

В середине 2005 года на заводе после капитального ремонта вступил в эксплуатацию агрегат патентирования (или термообработки проволоки) и подготовки ее к волочению. Он представляет собой технологическую линию, в которой производится нагрев проволоки до 900-950 градусов (за счет этого технологического процесса достигается прочность проволоки.), а также ее изотермическая закалка, охлаждение, травление, промывка, нанесение слоя буры и последующая сушка.
Агрегат стал новым словом в методике производства проволоки, и как следствие - серьезный качественный прорыв продукции: в технологической цепочке изготовления проволоки предусмотрен современный электролитный способ удаления окалины, чем обеспечивается повышение качества заготовки и улучшение условий труда рабочих. Существенно сокращаются или полностью исключаются вредные выбросы в атмосферу. Новый агрегат позволяет экономить не только газ, но и основные и вспомогательные материалы. Контроль за соблюдением технологической дисциплины осуществляется на базе процессора фирмы "Сименс".
Наиболее важным является то, что агрегат создан на предприятии собственными силами.

В результате всех этих мер предприятие встало на ноги. На сегодня оно является одним из крупнейших производителей и экспортеров стальных и синтетических канатов, а также сварочной, канатной и пружинной проволоки. Продукция была сертифицирована согласно европейским стандартам и стала пользоваться спросом за границей, более чем в 40 странах зарубежья.